«Мы играем не потому, что мы дети, но само
детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая с детьми второй младшей группы, столкнулась с тем, что у малышей плохо развита связная монологическая речь, и поэтому дети с трудом рассказывают о событиях своей жизни, сложно выразить полностью свою мысль. А ведь дома ребенок охотно разговаривает с мамой, папой, бабушкой. Все радуются его речи, умиляются его неправильности. Малыша понимают, и он чувствует себя уверенно и непринужденно. В детском же саду ребенок попадает в незнакомую обстановку, где речь не всегда понятна для окружающих. Он растерян. Ему неуютно. И малыш замолкает. Очень важно преодолеть этот барьер неуверенности уже в первый день, чтобы такое молчание не затянулось. Поэтому развитие связной речи – одна из главных задач детского сада.
Нам поможет театрализованная деятельность, которая оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Дети с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Они добровольно принимают черты характера персонажа, мимику и жесты. Радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас.
В детском саду мы с детьми часто устраиваем представления игр-драматизаций, различные спектакли, где каждый ребенок, вне зависимости от его психологического состояния, темперамента и особенно развития речи, играет какую - либо роль. Плохо говорящие дети исполняют роль медведя с его рыками и ревом, волка, с его воем и скулением, и даже пчелу, летающую на поляне, проигрываем сказки: «Теремок», «Репка».
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства, театральных игр мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Воспитатель группы «Гномики» Рябикова Ирина Геннадьевна