Уважаемые педагоги и родители!
Хотим с вами поделиться опытом по проведению экологического проекта с детьми в средней группе детского сада по экспериментированию. А точнее, об очень увлекательных циклах занятий, посвященных главному веществу на нашей планете Земля – воде.
Занятия по экспериментированию, позволяют ребенку самому ответить на вопросы «Почему?» и «Как?». Именно мои, любопытные «почемучки» с постоянными вопросами и сподвигли меня на создание экологического проекта по теме « Волшебные свойства воды».
Данный проект считается краткосрочным.
Задачи проекта:
- расширять представления о воде, её качествах и свойствах;
- учить устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования;
- обогащать и активизировать словарь.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр.
Для реализации проекта мы провели цикл познавательных занятий: беседы «Для чего нужна человеку вода», «Можем ли мы прожить без воды», чтение и обсуждение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», чтение сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», рассматривали иллюстрации в рамках проекта, играли в дидактические игры: «Да – нет», «Круги на воде», а самое главное провели практические опыты, наблюдения с водой, бумагой, тканью, металлом и деревом и другими предметами.
Для начала я предложила детям определить есть ли у воды цвет, вкус, запах.
Затем мы решили определить, может ли вода менять свою форму. Для этого мы наливали воду в разные емкости.
В ходе познавательно-исследовательской деятельности мои воспитанники обнаружили следующие свойства воды: «Вода – это жидкость без цвета и запаха», «Вода прозрачная и не имеет собственной формы», « Вода – растворяет вещества», « Играем красками», « Радуга в стакане».
Больше всего ребятам понравились эксперименты, связанные со способностью предметов полностью погружаться в воду или плавать на поверхности. Было интересно узнать, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Почему вода выталкивает предметы? В процессе данных исследования дети сделали свои выводы, используя при этом карту для опытов.
Ребята с большим интересом и удовольствием проводили самостоятельно опыты без помощи взрослого.
В ходе исследовательской деятельности, было интересно наблюдать за эмоциональным состоянием детей, видеть в их лицах удивление, и радость, и восторг. Эти занятия принесли массу положительных эмоций.
Из практических опытов мои маленькие почемучки сделали для себя много новых открытий. А это позволяет ребятам почувствовать, что они самостоятельно открыли, что-то новое, а это положительно влияет на их самооценку!
Овладение дошкольниками разных способов познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной творческой личности.
Воспитатель Маричева Елена Анатольевна