Версия для слабовидящих

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

Внедрение в логопедическую практику здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысить эффективность обучения и коррекции, активизировать познавательный интерес к занятиям, повысить речевую активность, а главное —сохранить как психологическое, так и физическое здоровье наших детей.

Хочу познакомить с несколькими здоровьесберегающими технологиями, которые использую на логопедических занятиях.

Мышечная релаксация

Расслабляющие упражнения проводятся в начале и в конце каждого развивающего познавательного занятия.

Описание основных упражнений.

Логопед: На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать свои силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, правильно говорить, писать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать.

Сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Это поза покоя, все занятия мы будем начинать с позы покоя.

Упражнения для расслабления рук, ног, корпуса по контрасту с напряжением.

«На пляже». Логопед (показывает и объясняет): представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, руки и ноги поднимаем, держим… Слушайте и делайте как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки - на колени)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены и расслаблены.

 

«Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо...

А потом опять вперед - тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена.

А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно - расслабление - приятно! Шея не напряжена, а расслаблена...

А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно - расслабление приятно! Шея не напряжена, а расслаблена...

 

Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата – губ, челюстей, языка.

(Проводятся аналогично предыдущим. Образы и техника расслабления подсказываются рифмованным текстом).

«Лягушки»

Вот понравимся лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!

Потяну – и перестану, но нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены.

 «Орешек»

Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем,

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

«Горка»

Кончик языка внизу, язык горкой подниму.

Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю – напряженья не люблю.

Язык на место возвращается и приятно расслабляется.

 Дыхательная гимнастика

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении.

 «Футбол».

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

 «Снегопад». Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.

 Снег, снег кружится, белая вся улица!

Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.

 «Бабочка».

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:

Бабочка - коробочка, полети на облачко,

Там твои детки — на березовой ветке!

Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

 «Шторм в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

 «Задуй свечу».

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

«Шарик». Логопед (показывает и объясняет): представьте себе, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар.  Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно – будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте как я:

Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Движения пальцев руки

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Учёные утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

- пальчиковые игры с предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковый массаж;

- пальчиковая гимнастика;

Напряжение и расслабление:

Дружно пальчики сгибаем

Крепко кулачки сжимаем

1,2,3,4,5 – начинаем расслаблять.

 Самомассаж

Выполнять самомассаж можно по-разному. Прежде всего это растирание и    разминание пальцев рук. От основания пальца к ногтевой пластине (показ).

Для самомассажа можно использовать всевозможные приспособления: зубные

щётки, колечки Су-джок, карандаши, бельевые прищепки, массажные мячики и многое другое

  

Самомассаж (массажные мячики, шарики Су-джок)

Этот шарик не простой, весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладём, им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу, перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 нам пора и отдыхать!

 

Этот маленький дружок

Называется Су-джок

Я его в руках катаю

Свои пальцы разминаю

Будут пальчики сильней

А головушка умней.

Массаж пальцев (массируется каждый пальчик поочередно)

колечки Су-Джок

Этот пальчик самый маленький,

Этот пальчик самый слабенький,

Этот пальчик самый длинный,

Этот пальчик самый сильный,

Этот пальчик – толстячок,

Ну а вместе – кулачок.

 

Прищепки:

Вот проснулся встал гусёнок

Пальцы щиплет он спросонок

Дай хозяйка корма мне

Раньше, чем моей родне

 

Кручение – верчение карандаша

Карандаш в руках катаю

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

«Добывание огня», «Волчок» (по столу круги катаю, карандаш не отпускаю)

«Ладошка» (нарисую я ладошку, отдохну потом немножко) межпальцевые зоны

Статические упражнения

 «Кошка».

Исходное положение. Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.

А у кошки ушки, ушки на макушке

Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.

«Лошадка»

У лошадки вьётся грива

Бьёт копытами игриво.

 

Динамические упражнения

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

           Мы с тобой подружим

            Маленькие пальчики.

           (ритмичное касание пальцев обеих рук)

           Раз, два, три, четыре, пять.

            (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

           Начинай считать опять:

           Раз, два, три, четыре, пять.

            Мы закончили считать.

           (руки вниз, встряхнуть кистями)

 

Игры с предметами

Проглот (с платком)

У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

 

Игры с крышками

 Шапки пальцам раздадим, вот так, вот так,

И чуть-чуть пошевелим, вот так, вот так,

Если шапки не упали

Значит хорошо держали.

Снимем сложим их в ладошки

Погремим слегка, немножко

 

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин.)

Много нас, А он один

Эта долька — для ежа.

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура

Он сердит на нас —

Беда!!!

Разбегайтесь —

Кто куда!

Логопедический массаж - направлен на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Самомассаж лица

Гимнастики для глаз

Отдельные упражнения

 «Филин».

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.

 «Метелки».

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

Вы, метелки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)

Комплексы упражнений с речевым сопровождением

“Лиса”.

Са– Са– Са () Сы– сы– сы (глаза “моргают”)

Вот идет лиса. Хвост пушистый у лисы.

Су– су-су () Са– Са-са (глаза закрыты)

Видим мы лису. Лисонька-краса.

Глазки открываются -

Дети улыбаются.

 

 

Учитель - логопед Шабалина Марина Юрьевна

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени
625031 Тюменская область, город Тюмень, проезд Шаимский,18а
Телефон: 8 (3452) 47-05-26
Эл. почта: madou172@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: