Предметно-развивающая экологическая среда группы
«Уголок природы»
Самым распространённым экологическим пространством как формой организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
В нашей группе выбрали функционально-значимое место для уголка природы. Это хорошо освещённое пространство, со свободным доступом для трудовой деятельности, эстетически вписываемое в антураж групповой комнаты.
Цель уголка природы - это возможность ежедневного сосуществования ребёнка с объектами природы в разных видах и методах экологической деятельности и познания.
Задачи для небольшого пространства, занимаемого природной средой, целенаправленны и многофункциональны:
Познавательное развитие: сформировать первоначальные знания детей о природе, развивать мыслительные способности (память, логику, внимание, наблюдательность и т.д.).
Художественно-эстетическое: развивать умение ребёнка видеть красоту природы, совмещать с творческими способностями.
Воспитательное: сформировать эмоционально-положительное, нравственное отношение к природе (бережливость, заботливость, внимательность, любовь к родной природе).
Трудовое: сформировать первоначальные практические трудовые умения и навыки по уходу за растениями, ответственность за результат деятельности.
Здоровьесберегающее: создать экологически благоприятный климат в группе: увлажнение и обогащение кислородом, поглощение из воздуха вредных веществ. Наличие лекарственных растений.
Уголок природы для младшего дошкольного возраста содержит в большей степени наблюдательные стороны экологического воспитания, хотя стремление детей к первоначальной самостоятельности (именно в этом возрасте) позволяет всесторонне организовать взаимодействие «ребёнок – воспитатель – объект природы».
1.Растительный мир.
Самой увлекательной совместной деятельностью является работа в уголке природы с растениями.
Цель: На основании имеющегося видового разнообразия дети могут наблюдать за растениями, сравнивать их между собой, ухаживать за ними, понимать их пользу и ценность.
Видовое разнообразие растений.
Цель: познакомить с разнообразием комнатных растений.
Оборудование и материалы:
Растения в уголке природы разнообразны по внешнему виду и строению и безопасны для детей. Они представлены следующими видами и особенностями:
Название растения
|
Особенность
|
Условия произрастания и ухода
|
Сансивьера
(«Щучий хвост»)
|
Красивые пёстрые мясистые листья. Лекарственное растение.
|
Выносливое растение, нуждается в притенении, умеренном поливе.
|
Зигокактус
(«Декабрист»)
|
Красивоцветущее. Необычные по форме листья и стебель.
|
Любит яркий рассеянный свет, не переносит перемещений, умеренный полив и регулярное опрыскивание.
|
Филодендрон стоповидный
|
Лиана. Красивые блестящие, разрезанные листья.
|
Не любит сквозняков. Любит полутень, умеренный полив и регулярное опрыскивание.
|
Хлорофитум хохлатый
|
Пёстрые листья, «живородящее». Лекарственное растение.
|
Любит влагу, притенение. Неприхотлив.
|
Сингониум
|
Вьющееся растение. Пёстрые, разрезанные листья.
|
Любит полутень, тепло, опрыскивание. Не переносит переувлажнения.
|
Пеперомия
|
Листья мясистые, гладкие, блестящие. Необычные цветки.
|
Теневыносливые растения. Любит умеренный полив и опрыскивание.
|
В нашем уголке природы в целяхсвоевременного и правильного ухода за каждым растением на их кашпо с помощью условных обозначений нанесены правила ухода за каждым и ценность для человека.
Предметы по уходу за растениями.
Цель: сформировать первоначальные навыки и умения по уходу за растениями, приучить к прилежанию и ответственности за результат трудовой деятельности.
Дети любят поливать, опрыскивать растения, протирать листочки, рыхлить почву. Каждому виду деятельности предназначены свои предметы ухода, инструменты для «обслуживания» растений, которые дети охотно используют в уголке природы.
Вид деятельности
|
Предметы по уходу
|
1.Полив
|
Леечки небольшие по размеру, салфетки.
|
2.Рыхление почвы
|
Деревянные палочки (не повредить корни), подставка под кашпо. (Хранение в закрытых ёмкостях).
|
3.Опрыскивание
|
Пульверизатор небольшой по размеру.
|
4.Протирание листочков
|
Губки, мягкие салфетки, кисточки (влажные и сухие), зубные щётки(детские). (Хранение в закрытых ёмкостях).
|
5.Пересадка, перевалка, посадка новых растений (с участием воспитателя, дети наблюдают).
|
Лопаточки, грабельки по уходу за комнатными растениями, кашпо и другие ёмкости, керамзит. (Хранение в закрытых ёмкостях).
|
6.Подкормка растений (выполняет только воспитатель, дети наблюдают).
|
Удобрение, ёмкость для разведения удобрения нужной концентрации. (Хранение в закрытых ёмкостях).
|
Трудовая часть уголка природы оборудована спецодеждой для детей, занимающихся деятельностью по уходу за растениями: фартучки, влажные салфетки.
Параллельно дети учатся разговаривать с растениями, сопереживать любым потерям. У нас есть в уголке природы «детский садик», где мы выращиваем новые растения из сломанных побегов, «отпавших» частей растений.
Экспанаты «Уголка природы»
Цель: сформировать интерес к окружающему миру, развивать художественно-эстетические способности, познавательно-исследовательскую деятельность.
Оборудование и материалы:
-букеты цветов по сезонам года;
-гербарии и икебаны;
-муляжи овощей и фруктов, животных;
-поделки из природного материала с участием родителей;
-набор картинок с изображением растений, животных;
-альбомы на темы: «Времена года», «Животные из Красной книги России», «Природа родного края», «Деревья уникальные и полезные»;
-книги с иллюстрациями животных и растений;
-дидактические игры разной направленности.
В уголке природы есть пространство, специально отведённое для тематических коллекций объектов живой и неживой природы. Экспонаты меняются периодически, учитываются, в первую очередь, интересы детей.
Цель: познакомить с видовым разнообразием природы и окружающей среды, научить сравнивать, выделять необычные, уникальные объекты. Развить желание коллекционировать, систематизировать накопленный материал.
Коллекции объектов живой природы: ракушек, шишек, веточек деревьев, мехов, насекомых, лекарственных трав и др.
Коллекции объектов неживой природы: морской соли, природных компонентов (песок, глина, почва, камни и т.д.), полезных ископаемых и минералов и др.
Коллекции предметов человеческой деятельности: глобусов, карт топографических, керамических игрушек, тканей, пишущих предметов, компасов и др.
Самый объёмно – значимый компонент нашего уголка природы – это календарь наблюдений.
Цель: научить определять параметры погоды каждый день, отмечать в календаре природы показатели её состояния.
Оборудование и материалы:
- тематическиедиаграммы в виде рисунковс показателями: сезоны года по месяцам, день недели и число, осадки, явления природы, облачность, ветер, температурный фон (показания выбираются с помощью стрелок);
- картинки на стене с уникальными явлениями природы, характерными для нашего региона;
- картонная кукла Даша (в начале каждой недели ребята проверяют одежду, переодевают по погоде бумажную куклу Дашу).
В целях углубления научно-познавательной экологической деятельности создана лаборатория «Юный учёный»
Центр игр с водой и песком
Цель: Познакомить со свойствами природных компонентов, научиться проводить элементарные опыты, развивать сенсорное восприятие и мелкую моторику рук.
1.Игры с песком: сухим и влажным
Цель: Изучить свойства песка, развить умение владеть своими руками, ориентироваться в пространстве, снять эмоциональное напряжение и агрессию.
Игра «Рисование на сухом песке стекляшками».
Цель: научить рисовать на песке предметы окружающего мира, объяснять их назначение и место в природе.
Оборудование и материалы: песок сухой, поднос, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера, палочки для рисования, кисточки и т.д.
Ход игры: насыпается на поднос песок, выравнивается по поверхности и по задумке воспитателя или ребёнка рисуются любые доступные для понимания ребёнка предметы, объекты живой и неживой природы. Далее выкладывается рисунок стекляшками разного цвета и формы (для изготовления стекляшек тоже используется песок). В результате получатся объёмный и красочный рисунок. Рисование сопровождается рассказами, сказками, стихотворениями, научными интересными фактами и т.д.
Игра «Рисование песком по контуру»
Цель: научить рисовать песком по поверхности, познакомить со свойством-сыпучесть, развивать моторику и воображение.
Оборудование и материалы: песок сухой, поднос, конус с дырочкой, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера.
Ход игры: дети выкладывают из «стекляшек» сюжет или объект живой или неживой природы, затем набирают в кулачок или в конус с дырочкой песок и обводят получившуюся картинку песком. Рисование сопровождается рассказами, сказками, стихотворениями, научными интересными фактами и т.д.
Игра «В поисках сокровища»
Цель: научить аккуратно использовать песок в игровой деятельности, ориентироваться в пространстве, развивать мышление, внимание, воображение.
Оборудование и материалы: песок сухой, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера.
Ход игры:
В песок в разные места закапываются стекляшки. Детям предлагается их найти, используя кулачок, один пальчик, кисточку, палочку с помощью наводящих подсказок: «выше-ниже», «правее-левее», «тепло-холодно» и т.д.
Игра «Моделирование на песке»
Цель: научить создавать небольшие модели ситуационных объектов, экосистем, развивать монологическую речь,мышление и воображение.
Оборудование и материалы: песок сухой, игрушки, природный и бросовый материал, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера.
Ход игры: на песке создаются модели разных систем: например, зоопарк, сад, огород, лес, город и т.д. Далее с помощью стекляшек ребёнок выкладывает маршрут своего путешествия, сопровождая словами «Сейчас я пойду к ….; пойду от и до….» и т.д.
Игра «Следы на Марсе»
Цель: изучить свойства влажного песка, закрепить умение ориентироваться в пространстве, развивать воображение и мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: влажный песок, поднос, пищевой краситель красного цвета, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера.
Ход игры: детям предлагается «слетать на Марс». Из мокрого песка формируется пейзаж «марсианский»: в мокрый песок добавляется пищевой краситель, дети формируют «возвышенности и низменности». Далее выбирается звездолёт из стекляшек, и дети путешествуют по планете, прячутся за неровностями рельефа, оставляя при этом причудливые узоры на песке отпечатками «стекляшек».
2. Игры с водой
Цель: изучить свойства воды, развить тактильные ощущения, воображение, снять эмоциональное напряжение, закаливать ребёнка в комнатных условиях.
Игра «Путешествие в подводном царстве»
Цель: познакомить со свойствами воды – жидкость, прозрачность; закрепить умение ориентироваться в пространстве, аккуратность в играх с водой.
Оборудование и материалы: ёмкость с водой, игрушки, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера, непромокаемые скатерть и фартуки.
Ход игры: под водой на дне ёмкости дети выстраивают город (из предметов, которые тонут). Воспитатель предлагает попутешествовать по подводному городу: маршрут прокладывается из стекляшек круглой формы, а подводные лодки и батискафы выбираются из стекляшек прямоугольной формы. В путешествии предлагаются стоянки, догнать или найти корабль своего друга и т.д.
Данные игры со стеклянными предметами разной геометрической формы очень увлекают детей. Занятия выходят за рамки отведённого времени. Огромный эффект наблюдается и с психологической стороны: капризные дети быстро успокаиваются, гиперактивные становятся спокойнее и усидчивее…
«Огород на подоконнике», каждый год в середине зимы у нас появляется мини огород наподоконнике, который позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста и условиями роста растений. Изменения, происходящие с растениями, фиксируются в мини сказку с помощью иллюстраций и фотографий (например, «Луковое семейство и все, все, все…»).
Цель: сформировать представления детей о разных периодах вегетации растений, условий произрастания и ухода за ними, пользе витаминов.
Оборудование и материалы: ёмкости разного объема для посадки растений, почва, семена растений (2-3 вида), предметы по уходу за «огородом»: леечки, палочки для рыхления, пульверизатор, фартучки, салфетки, элементы декора.Огород на подоконнике яркий, «живой», сказочный. Вызывает у детей спектр положительных эмоций и воспоминаний.
Воспитатель Кутузова Марина Юрьевна