В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа не только детского сада, но и родителей ребенка. Основными факторами, укрепляющими здоровье детей являются правильное питание, здоровый образ жизни и закаливающие мероприятия, проводимые в детском саду и дома. Одним словом это здоровьезбережение.
В группе «Ягодка» детского сада №172 города Тюмени мы особое внимание уделяем здоровьесбережению. Каждый день мы проводим основные мероприятия, которые направлены на укрепление здоровья детей. К ним относятся: утренняя гимнастика, игровой массаж, дыхательная гимнастика, динамический час и т. д. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Дети с большим удовольствием выполняют упражнения как без музыки, так и под музыку.
Водные процедуры (мытье рук, в летний период – мытье ног) у нас проходит в стихотворной форме или дети поют песню «Руки мыть, руки мыть нужно каждый день…» В умывальной комнате висят для девочек и для мальчиков алгоритм мытья рук.
Игровой массаж также является основой закаливания и оздоровления детского организма. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Мы с детьми очень часто работаем с массажными шариками Су Джок. Шарики эффективно лечат многие заболевания, стимулируют работу всех внутренних органов. Массаж кистей и заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие. Так же в нашей группе находятся массажные мячи (10 см в диаметре), дети делают массаж друг другу. Массаж друг друг другу мы часто делаем по теме недели. Например такой: « Мы капусту рубим, рубим. (Рубящие движения рёбрами ладоней.) Мы капусту жмём, жмём. (Прожимание мышц пальцами.) Мы капусту солим, солим. (Точечные прикосновения пальцами.) Сок капустный пьём, пьём. (Поглаживающие движения пальцами.)
В нашей группе мы практикуем точечный массаж активных точек организма. Он способствует укреплению иммунитета ребенка. Он повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.
Систематически мы занимаемся дыхательной гимнастикой, что укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям. Например, такие упражнения, как «Снегопад». Нужно сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим ребёнка устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их. Или ещё такая полезная игра «Воздушный футбол»:
берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота.
Так же в нашей группе мы особое внимание уделяем зрительной гимнастике, ведь это одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, она относится к современным здоровьесберегающим технологиям. Дети выполняют упражнения по словесному указанию, следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории, различные лабиринты, используем бумажные тренажёры. Это всё проводится в игровой форме. Если, например, мы изучаем насекомых, то дети могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если вовремя непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение про то, как нужно проехать автомобилю.
Каждый день после дневного сна обязательно проводится пробуждающая гимнастика в постели, а затем на ковре мы в стихотворной форме продолжаем зарядку после сна. Так же в группе есть массажные коврики, по которым дети ходят с огромным удовольствием. Они являются средством профилактики плоскостопия.
Неотъемлемой частью закаливания является и прогулка,игры малой подвижности и подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Каждая прогулка у нас начинается с наблюдения, плавно переходит в малоподвижную игру, в конце прогулки мы с детьми играем в подвижные игры. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.
Вот такими интересными, занимательными технологиями мы занимаемся в нашей группе.
Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.