Ранний возраст
Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Особенности развития детей раннего возраста:
Раздел работы
|
Возраст ребенка
|
Основные показатели развития
|
Задачи
|
Развитие речи
|
1 год –
1 год 6 месяцев
|
- Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.
|
- Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.
- Развивать активную речь.
|
1 год 6 месяцев – 2 года
|
- Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;
- В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.
|
- Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;
- Развивать диалогическую речь.
|
2 – 3 года
|
- Умеет говорить внятно
- В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные
- Пользуется речью как средством общения
|
- Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.
- Развивать звуковую сторону речи
- Совершенствовать грамматический строй речи.
|
Действия с предметами
|
1 год –
1 год 6 месяцев
|
- Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата
- Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого
|
- Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме
- Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами(подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д. )
- Знакомить детей с формой и величиной предметов
|
1 год 6 месяцев – 2 года
|
- В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д.
- Умеет:
1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных
2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине
3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки.
|
- Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.
- Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий
- Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни
|
2 – 3 года
|
- Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению
- Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза
- Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета
|
- Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов
- Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности
- Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)
|
|