Речевые пятиминутки
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель.
1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
2. Упражнение на развитие дыхания,высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.
3. Упражнения по развитию мелкой моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
4. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.
5. Упражнения по развитию общей моторики. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.
ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ
Тема: "ОСЕНЬ"
- Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Разговор деревьев»
Говорит дуб – «Д-Д-Д. !» (низким голосом). Молвит березка - «Т-Т-Т!».
- Развитие мелкой моторики
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибать по одному пальчику)
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (спокойно положить руки на стол)
- Речевая зарядка
Любит осень жёлтый цвет:
С жёлтым дождиком рассвет,
Пожелтевшую траву
И опавшую листву,
Листьев жёлтые страницы,
Улетают когда птицы.
Погрустить любит с утра
Осень - жёлтая пора.
- Координация речи с движением
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
(легкий бег по кругу)
(присесть)
(легкий бег по кругу)
(присесть)
Тема: «Сад. Фрукты»
- Артикуляционная гимнастика
«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»
- Развитие речевого дыхания и силы голоса
Увидели очень большое яблоко – «0-0-0!». Какая огромная груша – «У-У-У!».
- Развитие мелкой моторики
Тема: «Фрукты»
Мы с закрытыми глазами
Фрукты выбирали.
Их потрогали, поели –
Сразу угадали.
Мягкий, сладкий был банан.
Очень кислый был лимон.
Сладкий, сочный апельсин,
Нам попался лишь один.
Яблоко гладкое,
Хрустящее и сладкое.
И на вкус приятная,
Груша ароматная. (Загибают пальцы на руке, перечисляя фрукты)
- Речевая зарядка
Так бывает каждый год:
Весною ранней он цветёт,
И будто солнышка привет,
Его душистый нежный цвет.
Ароматен он, пригож
И на солнышко похож.
Привлекает пчёл и ос
Мой любимый абрикос
- Координация речи с движением
«В сад»
В сад с друзьями мы пошли,
Много фруктов там нашли.
Сливы, груши мы сорвали.
Яблоки все отыскали.
Фрукты мы с друзьями мыли,
Их в кастрюлю положили.
Варим вкусный мы компот.
С нами кто его попьет?
Всем нальем мы не стесняйтесь,
Подходите, угощайтесь! Дети ходят по кругу
Поочередно тянутся вверх правой и левой руками.
Наклоняются вниз.
Имитация движений.
Одной рукой держат кастрюлю, второй перемешивают.
Смотрят направо –налево.
Наливают компот, качают головой.
Машут в направлении к себе одной рукой, затем другой рукой.
Тема: «Наш город»
- Артикуляционная гимнастика
«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»
- Развитие речевого дыхания и силы голоса
Большой дом - «Ах!» Маленький дом – «Ух»
- Развитие мелкой моторики
«Дом»
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для ребят -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
4. Речевая зарядка
Есть у каждого на свете
Свой родимый уголок
Для меня таким, поверьте,
Стал наш тихий городок.
Раньше я не понимала
И печалилась порой,
Если мама после сада
Нас вела пешком домой.
Мы экскурсий не хотели,
Мы хотели на качели!
Но теперь я стала старше
И проснулся интерес:
Про родной и славный город
Разузнать всё, наконец.
Каждый день я с нетерпеньем
Жду, когда пойдём гулять,
Потому что мама может
Обо всём мне рассказать:
Про скульптуры, монументы
И про памятник Победы,
Про спортсменов, мастеров,
Знаменитых земляков.
Я всё-всё про город знаю,
И теперь я понимаю:
Мы должны гордиться им,
Нашим городом родным!
- Координация речи с движением
«Мы по городу шагаем» Импровизация движений.
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем.
Светофоры и машины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты.
Тема:«Транспорт»
- Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка» «Лопатка» «Качели» «Окошко»
- Развитие речевого дыхания и силы голоса
Гудит поезд - «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина - «Би-би-би-би».
- Развитие мелкой моторики
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
- Речевая зарядка
Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины.
А в кузове – важные,
Срочные грузы…
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!
5. Координация речи с движением
«Машина»
Би-би-би (Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Гудит машина.
Тук-тук-тук- (Ритмично хлопают руками)
Мотор стучит.
-Едем,едем,едем,- (Ритмично потопывают ногами).
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу- (Потирают ладони)
Они шуршат.
Быстро крутятся колёса. (Делают ритмичную «вертушку» руками)
Та-та-та-
Вперёд спешат!
Тема:«Перелетные и зимующие птицы»
- Артикуляционная гимнастика
«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»
- Развитие речевого дыхания и силы голоса
Снегирь: «Фью-фью-фью»
Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»
Синица: «Кик-кик-кик»
Воробей: «Чик-чи-рик»
- Развитие мелкой моторики
Тема: «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! Сала дам синичке. («зовущие» движения пальцев)
Приготовлю крошки, хлебушка немножко. (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны! (катающие движения руками)
-Речевая зарядка
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник — снегири, ярче утренней зари.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев —
стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог налетели семь сорок.
В воскресенье, воскресенье
Прилетел гонец
Весенний —
Путешественник-скворец, вот и песенке конец.
- Координация речи с движением
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.
кружатся
приседают
почесывают пальчиками грудь
убегают на места
Сидя, взмахивают кистями рук
Тема: «Зима»
- Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка» «Трубочка» «Качели» «Лопатка» «Часики»
- Развитие речевого дыхания и силы голоса
Воет вьюга - «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Стихает вьюга - «С-с-с-с-с-с».
- Развитие мелкой моторики
Падал снег на порог (Дети медленно опускают руки на стол)
Кот слепил себе пирог (Прижимают ладонь к ладони)
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки
Не из снега, из муки. (Опять показывают, как лепят пирог)
- Речевая зарядка
Мороз колдует.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
- Координация речи с движением
«Снеговик»
Давай дружок, смелей, дружок Дети идут друг за другом изображая, что
Кати по снегу свой снежок, катят перед собой снежный ком.
Он превратился в снежный ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками
И станет ком снеговиком «Рисуют» снеговика из трёх кругов
Его улыбка к светла Показывают руками на лице улыбку
Два глаза, шляпа, нос, метла Показывают глаза, прикрывают голову
Но солнце припечёт слегка- Ладошкой, показывают нос, стоят прямо,
Увы! И нет снеговика. Держат воображаемую метлу.
Медленно приседают.
Пожимают плечами, разводят руками.
|