Дети любят рисовать то, что видят вокруг себя, о чём мечтают. Во время рисования ребёнок, как будто, погружается в другой мир. Любой детский рисунок можно считать отражением внутреннего мира ребёнка.
Что же представляет собой детский рисунок? Чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?
1. Искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств, черты присущие самым высоким образцам искусства. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств передать свое состояние и отношение к изображаемому.
2. Содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка, несет в себе какое – то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба,… а это акула – каракула подскочила». На бумаге на наш взгляд – каракули, но для ребенка они полны содержания. В рисунках старших детей отражается все, что их окружает, что их волнует. Чем больше ребенок знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
3. Смелость. Ребенок не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжих». Так можно сразу вырастить много деревьев. Для маленького ребенка нет ничего невозможного, способность к риску, смелость – непременное условие и характеристика творческой личности.
4. Яркость, красочность. В них радостное мировосприятие, ожидание от него добра и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира с последующим течением жизни.
5.Цвет. Когда ребенок еще маленький, в выборе цвета он руководствуется исключительно своими еще не зрелыми эмоциями, а впоследствии выбор цвета ограничен недостаточным владением техникой рисования. К старшему дошкольному возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Иногда ребенок, отдает предпочтение какому – то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина, что это – предпочтение или равнодушие к использованию цвета?
Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребенком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает все для него любимое и дорогое, а темными и «грязными» – все нелюбимое.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать настоящим художником. Но вступающий в мир человек обладает определенным потенциалом, и этот потенциал надо раскрыть.